Российский рынок строительной спецтехники

Категория: Отраслевые новости
Маркетолог-аналитик     Автор статьи: Alto Consulting Group
Дата публикации: 08 апреля 2013
Департамент аналитики маркетинговых исследований
Рынок строительной техники серьёзно пострадал за время кризиса: в 2009 г. зафиксировано падение производства на 70-80 % по разным позициям. Однако и докризисный рост не был стабильным: в 2007 г. количество выпущенной спецтехники выросло в 1,5 раза, а в 2005 г. – только на 2,6 %. Объём производства строительных машин в 2011 г. по всем наименованиям не достиг уровня 2007-2008 гг., несмотря на существенный ежегодный прирост.

Российский рынок строительной спецтехники

Общий объём рынка, учитывающий импортно-экспортные операции, практически сравнялся с успешным для отрасли 2007 г. Более того, за рубежом закуплено больше техники, чем в рекордном 2008 г. Однако российское производство до сих пор в 2 раза меньше 2007-2008 гг.

Кризис привёл к значительному перераспределению долей на рынке строительной техники между внутренним производством и импортом. Если в 2007 и 2009 гг. доля произведённой в России спецтехники составляла 43 %, то в 2011 г. – только 22 %. Снизился также объём экспорта: за 5 лет с 2007 по 2011 гг. на 64,7 % (почти в 3 раза).


Чаще всего строительная техника поступает на российский рынок из азиатских стран: Японии, Китая, Кореи (доля рынка в 2011 г. в общей сложности около 65 %). Среди европейских стран-экспортёров лидируют Великобритания, Германия и Франция. США по поставкам спецтехники в Россию находятся на 5-ом месте, однако в кризисном 2009 г. их доля практически сравнялась с китайской.

Из российских производителей на рынке строительной техники лидируют ОАО «Тверской экскаватор», ЧТЗ «Уралтрак», ОАО «Брянский арсенал», «Нязепетровский краностроительный завод». За период кризиса с рынка практически ушли ОАО «Уралвагонзавод» (446 экскаваторов в 2007 г., 23 – в 2011), Уральский машиностроительный завод (117 бульдозеров в 2006 г., 30 – в 2011), Ржевский краностроительный завод (155 кранов в 2007 г., 7 – в 2011) и некоторые другие.

Иностранные компании пробуют открывать свои производства в России. Так поступила японская Komatsu: на 2-ой год функционирования (в 2011 г.) фирма попала на 2-ую строчку рейтинга производителей экскаваторов, почти догнав лидера.

Лидерами рынка строительной техники среди иностранных марок являются Hyundai (30 %), Hitachi и Doosan (по 15 %). По итогам кризиса сменились приоритеты и среди иномарок: до этого с таким же отрывом, как сейчас Hyundai, доминировала Hitachi. Резко прибавили Doosan и JCB, уменьшилась доля Komatsu.

Рекомендуем также посмотреть

Версия для печати