Российский рынок грузовых автомобилей

Категория: Отраслевые новости
Маркетолог-аналитик     Автор статьи: Alto Consulting Group
Дата публикации: 12 апреля 2013
Департамент аналитики маркетинговых исследований
К началу 2012 г. российский парк грузовых автомобилей превысил 5,5 млн. единиц. Прирост за 2011 г. составил 2,4 %, значение находится в рамках докризисного тренда. На протяжении последних 6 лет грузовой автопарк стабильно увеличивается, спад на 0,5 % отмечен лишь в кризисном 2009 г.

Российский рынок грузовых автомобилей

Основная проблема – стремительное старение использующихся в России грузовых автомашин: по данным Автостат, их средний возраст равен 19,2 годам. При этом в 2010 г. почти 80 % грузового автотранспорта было старше 10 лет. За последние годы в 2 раза упала доля ТС от 5 до 10 лет.

В кризисном 2009-ом существенно сократилось обновление российского автопарка – в 3,4 раза по сравнению с 2007-ым. В 2011 г. темпы обновления всё ещё не достигли докризисных: было заменено только 324,9 тыс. грузовых машин. На основании этого аналитики прогнозируют дальнейший рост рынка при условии благоприятной экономической ситуации. Положительными факторами могут быть: снижение экспортной пошлины с 25 до 10 % на грузовики в связи с вступлением в ВТО, государственная программа утилизации по аналогии с программой для легковушек, снижение кредитных и лизинговых ставок.

Для рынка грузовых автомобилей России важно то, что только 11,9 % ТС принадлежали организациям. Т.е. спрос на эти ТС во многом формируют физические лица. Однако цены на грузовики – довольно существенная статья расходов для большинства из них. Цены 2012 г. на 21,4 % выше прошлогодних, в 2011 г. – на 18,1 %. В феврале 2013 г., по данным Росстата, цена традиционно сезонно упала по сравнению с январём, составив 1,24 млн. руб.

Основной канал продаж на рынке грузовых автомобилей в России – оптовая торговля (52,4 % в 2011 г.), однако её доля снижается (в 2005 г. она составляла 86,5 %). Производители создают собственные торговые сети, кредитные и лизинговые организации. В натуральном выражении продажи в 2011 г. достигли 315 тыс. шт., в рекордном 2007-ом они равнялись 432,5 тыс. шт.


В 2012 г. ёмкость рынка грузовиков составила 357,7 тыс. ед. (+8,8 % к предыдущему году). Доля отечественных моделей уменьшилась на 4,4 % до 44,8 %; её оттеснили новые импортные машины (+2,7 %) и иномарки российской сборки (+1,5 %). Рост подержанного импорта минимален. В 2011 г. в России выпущено 207 тыс. грузовых автомобилей, это 73 % от максимума в 2007 г. Импорт в стоимостном выражении в 2012 г. превысил докризисные показатели, составив 115,4 млн. руб. 44,3 % грузовиков завозятся из 3 стран: Беларуси, Китая и Германии.

Рекомендуем также посмотреть

Версия для печати