Российский рынок крепкого алкоголя теряет градусы

Категория: Отраслевые новости
Маркетолог-аналитик     Автор статьи: Alto Consulting Group
Дата публикации: 22 октября 2012
Департамент аналитики маркетинговых исследований
Исторически сложилось так, что именно в России сосредоточен наиболее емкий внутренний рынок крепких спиртных напитков. И тягаться по этому показателю способны только Соединенные Штаты, чей рынок в стоимостном выражении даже опережает российский (39% мирового рынка у США против 24% у России в 2011 году). Если же оперировать абсолютными показателями, выраженными в литрах потребляемого крепкого алкоголя, то Россия уверенно лидирует – порядка 1,5 млрд. литров потребленного за 2011 год алкоголя в РФ против «всего» 400 миллионов литров в США.

Вместе с тем стоит заметить, что отечественный рынок водки и ликероводочных изделий в последнее время переживает нелегкие времена, демонстрируя уверенное падение уровня потребления. Например, если еще в 2007 году абсолютная величина потребленных в России водки и ликероводочных изделий составила около 1,8 млрд. литров, то уже в 2011 году этот показатель снизился до 1,5 млрд. литров. Как видим, падение рынка составило 0,3 млрд. литров или 16,7% от уровня 2007 года. Также следует отметить, что на протяжении всего этого периода рынок ежегодно сокращался (рисунок 1): в 2008 году падение рынка по сравнению с предыдущим годом составило 4%. Кризис 2009 года усугубил ситуацию, в результате чего рынок уменьшился еще на 6,3%.

Российский рынок крепкого алкоголя теряет градусы

Заметим, что и после кризиса ожидаемого улучшения не наступило: в 2010 году объем рынка водки и ЛВИ уменьшился дог 1,59 млрд. литров, а в 2011 году – до 1,52 млрд. литров.

На падение рынка водки и ликероводочных изделий в России в абсолютном выражении повлияло множество факторов. В частности, этому способствовал непрерывный рост стоимости конечного продукта. Систематическое повышение акцизов и рост цен на спирт вынуждали производителей поднимать продажные цены на свою продукцию, в результате чего она стала недоступной большинству потребителей. В частности, в наибольшей мере сузился именно нижний ценовой сегмент рынка.

Немаловажное влияние на сокращение потребления водки оказывали и продукты заменители: легальную водку из нижнего рыночного сегмента частично вытеснила нелегальная продукция, из среднего сегмента – пиво или вино, а из верхнего – импортные крепкие спиртные напитки (виски, коньяки бренди или текила). Например, если посмотреть на структуру импорта крепкого алкоголя в РФ, то в 2011 году на долю непосредственно водки пришлось 38,9%, виски составил 24,6%, третье место заняли коньяк и бренди – 18,6% в структуре импорта.

Рекомендуем также посмотреть

Версия для печати