Российский рынок консалтинговых услуг

Категория: Отраслевые новости
Маркетолог-аналитик     Автор статьи: Alto Consulting Group
Дата публикации: 10 марта 2014
Департамент аналитики маркетинговых исследований
Еще на заре становления бизнеса в России в деятельность как преобразованных, так и вновь созданных российских предприятий, плотно вошли многие западные технологии. И среди них был консалтинг – особый вид бизнеса, компании которого предоставляют на платной основе информационно-консультационные услуги по управлению различными сферами деятельности – маркетингом, финансами, инвестициями, персоналом, бизнес-процессами, ИТ – сферой и т.п.

За истекшие более чем 20 лет рынок консалтинговых услуг в России прошел существенный путь – от хаотичного и разрозненного, до развитого, структурированного и упорядоченного. По итогам 2011 года совокупная выручка 150 крупнейших консалтинговых компаний и групп в России составила 104 млрд. рублей, что больше чем годом ранее на 21%.

Российский рынок консалтинговых услуг

Рынок консалтинга в России активно восстанавливается после кризиса, что обусловлено реализацией отложенного ранее спроса со стороны компаний заказчиков. Все очень просто: в период кризиса многие компании сосредоточились на выживании, отложив до лучших времен реализацию многих проектов, связанных с инвестициями, развитие рынков, реструктуризацией, внутренними бизнес-процессами и т.п. Сейчас эти самые времена, похоже, настали, а потому компании совместно с консультантами, внедряют в жизнь все ранее задуманное.

Расклад сил в первой пятерке российского консалтингового рынка в 2011 году не поменялся. Разве что следует упомянуть о том, что группа «КРОК» вытеснила с третьего места (по объему выручки) «Компьюлинк Групп», занимавшую его годом ранее. Лидером российского консалтингового рынка является консалтинговая группа IBS, предоставившая на протяжении 2011 года консалтинговых услуг на общую сумму в 13,78 млрд. рублей (прирост за последний год составил 32,8%). Вторую строчку в рейтинге, с существенным отставанием от лидера, занимает группа «ЛАНИТ» - ее специалисты «наконсультировали» своих клиентов на общую сумму в 9,558 млрд. рублей. Третью строчку занимает уже упомянутая группа «КРОК». Ее результат – совокупная выручка в 5,934 млрд. рублей, что больше чем в 2010 году на 32,3%.

Вместе с тем эксперты отмечают, что без появления дополнительных факторов для развития рынок консалтинга довольно быстро поглотит нереализованный ранее спрос, и уже через год-другой достигнет насыщения, войдя в фазу стагнации. Особо это касается ситуации на рынке услуг, ориентированных на обслуживание сделок по инвестированию и сделок M&A.

Достаточно сложной эксперты видят и перспективу рынка ИТ – консалтинга: бум на внедрение комплексных ERP – систем уже прошел и спрос компаний в значительной мере удовлетворен. Что же касается кардинально новых информационных решений, то к их внедрению не готовы не только компании, но и сами консультанты.

Рекомендуем также посмотреть

Версия для печати