Российский рынок железнодорожных грузоперевозок

Категория: Отраслевые новости
Маркетолог-аналитик     Автор статьи: Alto Consulting Group
Дата публикации: 16 января 2013
Департамент аналитики маркетинговых исследований
Объём грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, с 2000 г. вырос на 18,6 % – в 2011 г. по железной дороге перевозилось 82 % всех грузов. За 3 квартала 2012 г. железнодорожники доставили больше 3,5 млрд. тонн, из них промышленные перевозки составили 74 %. Все грузоперевозки общего пользования и только 21 % промышленных перевозок были коммерческими, т.е. обслуживали сторонних грузоотправителей.

Чаще всего железнодорожные составы общего пользования перевозят каменный уголь (225,8 млн. т), нефть и нефтепродукты (191,8 млн. т), строительные грузы (139,5 млн. т). В общей сложности лидеры грузооборота занимают 58 % рынка.

Российский рынок железнодорожных грузоперевозок

При этом отправка порожних вагонов во II квартале 2012 г. составила 68 % от количества гружёных, т.е. на 10 гружёных вагонов приходится 6,8 порожних. Средняя дальность порожнего пробега 1 вагона за этот период составила 2439 км, гружёного ненамного дальше – 3205 км. По расчётам экспертов реформа железнодорожного транспорта привела к тому, что для перевозки кузбасского угля необходимо 27 тыс. вагонов вместо 20.

Грузонапряжённость российских железных дорог – 1 из самых высоких в мире, её величина в 2011 г. составила 24 млн. т-км/км, прежде всего, из-за увеличения порожнего пробега. Согласно данным Минтранса протяжённость железных дорог общего пользования 86 тыс. км и частных 38 тыс. В 2010-2011 гг. новые железнодорожные пути общего пользования не вводились, однако было несколько частных проектов. Длина проблемных участков на основных магистралях выросла к 2012 г. до 7,6 тыс. км (16,4 % общей протяжённости).

С 01 ноября 2012 г. Регулируемые тарифы на порожний пробег были снижены, как следствие, стоимость транспортировки тех товаров, которые чаще всего перевозят частные операторы, тоже уменьшилась. Но по этим тарифам работает только ОАО «РЖД», остальные участники могут устанавливать свои цены, и они, как правило, выше определённых государством на треть. А доля вагонов РЖД, перевозка в которых позволяет использовать государственный тариф, в вагонном парке около 1 %. В итоге возникают многочисленные задержки и отказы.

Что касается других операторов подвижного состава, то они предпочитают консолидировать свои активы. В настоящее время почти 78 % всех вагонов находится в собственности операторов, из них 72 % парка принадлежит 21 компании.

Рекомендуем также посмотреть

Версия для печати