Ситуация на рынке снеков (Вопрос-Ответ)

Категория: Отраслевые новости
Маркетолог-аналитик     Автор статьи: Alto Consulting Group
Дата публикации: 11 декабря 2017
Департамент аналитики маркетинговых исследований
Информация взята из исследования: «Рынок снэков. Текущая ситуация и прогноз»

Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Alto Consulting Group на основе официальной статистики.

Вопрос 1. Как бы вы описали изменения, которые за последний год произошли на рынке снеков? Как вы оцениваете динамику и объем рынка снеков в 2015-2016 годах и в первой половине 2017-го?

Ответ Alto Consulting Group: При анализе основных тенденций развития российского рынка снеков к этому сегменту были отнесены такие категории, как:

- орехи (арахис, земляные орехи) обжаренные, соленые;
- хлебцы хрустящие, сухари, гренки и аналогичные обжаренные продукты;
- картофель сушеный и чипсы;
- рыба вяленая;
- мюсли.


По результатам исследования, в период 2013-2016 гг. российский рынок снеков демонстрировал рост в натуральном выражении. В 2016 году было произведено 927 тыс. тонн снеков в натуральном выражении, что на 20% больше показателя в 2013 году. Однако если проследить ежегодную динамику производства снеков, то можно отметить снижение темпов производства (в среднем на 5% в год). Так, объем производства в 2016 году повысился всего на 1,6% к показателю предыдущего года.

Экономический кризис повлиял на снижение реального уровня доходов граждан. Стиль и темп жизни россиян изменился, вследствие чего потребительские предпочтения стали смещаться в сторону более дешевого сегмента продуктов, тем самым утвердив снеки в качестве способа быстрого питания. К тому же, важно отметить, что в период 2013-2016 гг. объем экспорта снеков имел тенденцию к росту.

Первая половина 2017 года демонстрирует переменную динамику: происходит то рост, то падение производства снеков. Максимальный объем производства был зафиксирован в марте и составил 71 тыс. тонн в натуральном выражении.



Вопрос 2. Что сейчас представляет из себя структура и динамика рынка по сегментам (орехи, сухофрукты, чипсы, сухарики, шоколадные батончики и батончики мюсли, соленое и сладкое печенье и т.п.)? Как она изменилась в 2015-2017 годах? Что на это повлияло?

Ответ Alto Consulting Group: Передовую позицию в структуре снеков занимают хлебцы хрустящие, сухари, гренки и аналогичные обжаренные продукты, производство которых в 2016 году составило 470 тыс. тонн с долей 50,7%. На втором месте – мюсли с долей 40,8%. На третьем месте – орехи (арахис, земляные орехи) обжаренные, соленые с долей 7,2%. Остальные доли в производстве снеков занимают рыба вяленая; картофель сушеный и чипсы.

Крупные российские предприятия-производители категории «Хлебцы хрустящие, сухари, гренки и аналогичные обжаренные продукты»: ЗАО «Молодец», ПАО «Киришский хлебокомбинат», ООО «Ориент Продактс». Производством мюсли занимаются АО «Алтайская Крупа», ООО «ЦКК», ООО «Сударушка». Основные производители категории «Орехи (арахис, земляные орехи) обжаренные, соленые» – ООО «Аграна Фрут Московский Регион», ЗАО «Пуратос», ЗАО «Орехпром».

В целом структура рынка по сегментам в период 2015-2017 гг. осталась прежней, серьезных изменений не произошло.



Вопрос 3. Какая товарная категория рынка, на ваш взгляд, сейчас обладает наибольшим потенциалом роста? Продукция какого ценового сегмента наиболее востребована?

Ответ Alto Consulting Group: Как уже было отмечено, рынок снеков имеет тенденцию к снижению. Однако категория «Мюсли» вносит наиболее позитивный вклад в развитие рынка. Так, в январе-августе 2017 года было произведено 258 028 тонн мюсли, что на 9% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Плохо обстоят дела с рыбными закусками. Продажи в этой категории не только не растут, а падают второй год подряд. В 2016 году объем производства рыбы вяленой составил 12 тыс. тонн, что на 14% меньше показателя 2014 года.



Вопрос 4. Каких основных импортеров снеков в Россию вы могли бы назвать и какова доля импорта на рынке снеков?

Ответ Alto Consulting Group: В 2016 году основной объем снеков в натуральном выражении, импортируемый в Российскую Федерацию, поставлялся из следующих стран: Германия, Беларусь, Польша, Китай. Доля импорта в объеме производства снеков составила 2%, на внутреннее потребление приходится 98%.

Что касается структуры импорта снеков, то по данным 2016 года, существенную долю в натуральном выражении (63%) составляет категория «Хлебцы хрустящие, сухари, гренки и аналогичные обжаренные продукты». На втором месте с долей в 31% расположились орехи.



Вопрос 5. Поставляются ли российские снеки на экспорт? Если да, то в какие страны и в каком объеме? Доля экспорта в объеме рынка, на сколько она выросла/снизилась в 2016-2017 годах и почему?

Ответ Alto Consulting Group: Наибольшая доля экспортных поставок снеков из Российской Федерации в 2016 году была отправлена в Казахстан. На втором и третьем месте – Украина и Беларусь. Далее расположились страны Туркменистан и Киргизия. Доля экспорта в объеме производства снеков составила 4,7%, на внутреннее потребление приходится 95,3%.

В структуре экспорта снеков существенную долю занимают орехи (арахис, земляные орехи) – по показателям 2016 года им принадлежало 67%. Также значительная доля экспорта приходится на хлебцы хрустящие, сухари, гренки и аналогичные обжаренные продукты (29%).

Рекомендуем также посмотреть

Версия для печати