Российский рынок чая: размеренная стабильность

Категория: Отраслевые новости
Маркетолог-аналитик     Автор статьи: Alto Consulting Group
Дата публикации: 30 октября 2012
Департамент аналитики маркетинговых исследований
Пожалуй, именно чай является одним из наиболее популярных и любимых во всем мире напитков, поспорить с которым в состоянии, разве что, кофе. Не является исключением в этом ряду и Россия – чай у нас любят, ценят, а потому пьют с особым удовольствием. В связи с чем российский чайный рынок традиционно является достаточно емким, как в натуральном выражении, так и в финансовом.

Специфика рынка чая состоит в том, что идеальные условия для выращивания чайного листа, из которого делается этот превосходный напиток, созданы лишь в небольшом количестве стран, в первую очередь – Китае, Индии, Шри-Ланке, Индонезии и Турции. Именно эти страны являются законодателями мод в чайной индустрии, поставляя на мировой рынок свою продукцию. В силу климатических особенностей в России нет предпосылок для производства качественного чая, а потому более 95% всей чайной продукции в нашей стране имеет импортное происхождение.

Как свидетельствует статистика импорта чая в Россию, за последнее время чайный рынок уже сформировался, а его объем стабилизировался на отметке в 180 тыс. тонн в год. За последние несколько лет какого-либо существенного роста не наблюдалось, а вот в 2011 году рынок вырос на 5% (рисунок 1). Среди стран, которые больше всего поставляют чая в Россию, пальму первенства делят две – Шри-Ланка и Индия, совокупная доля которых в российском импорте чая колеблется в пределах 58-60%.

Российский рынок чая: размеренная стабильность

В видовой структуре российского чайного рынка выделяется традиционный черный чай, пользующийся особой популярностью в последнее время зеленый чай, а также фруктовые и другие чаи. Видовая структура рынка чая за последний год представлена на рисунке 2.


Как свидетельствуют рыночные оценки, как и прежде россияне отдают предпочтение традиционным для себя черным чаям – об этом красноречиво свидетельствует их доля в общем объеме потребления на уровне 82%. Тенденции перехода к здоровому образу жизни побудили лет десять назад неподдельный интерес к зеленым чаям, считающимся более полезными для здоровья. И, надо сказать, интерес этот нашел свое реальное отображение в рыночной доле «зеленых» - их продажи составляют порядка 13% в общем объеме чайного рынка. Что касается других разновидностей чая, то их доля в общем объеме рынка пока не значительна. В последнее время имеется некоторый интерес к фруктовым чаям, однако все, чего они смогли достичь на данный момент – это не более 3,5% «чайного пирога». На другие виды чаев приходится и того менее – всего 1,5% от общих рыночных продаж.

Рекомендуем также посмотреть

Версия для печати