Российский рынок свежих овощей

Категория: Отраслевые новости
Маркетолог-аналитик     Автор статьи: Alto Consulting Group
Дата публикации: 21 января 2013
Департамент аналитики маркетинговых исследований
Цены на свежие овощи в России с каждым годом неуклонно растут. По данным Росстата, на 01 декабря 2012 г. картофель подорожал для конечных потребителей на 8, капуста на 3,6, морковь – на 9,7, свёкла – на 11,4 % по сравнению с предыдущим годом. Продолжается ускоренное подорожание тепличных овощных культур, особенно огурцов: потребительские цены выросли с середины октября до декабря больше, чем на 35 % (до 72,64 руб./кг).

Производители частично переориентируют посевные площади под картофель: он был посажен на 2,2 млн. га, что на 0,5 % больше, чем в 2011 г., а остальные овощные культуры – на 0,7 млн. га, что меньше прошлогодних показателей на 2,4 %. Необходимо отметить, что Минсельхоз включает в площади посадок не только поля сельхозпредприятий и фермерских хозяйств, но и огороды, используемые в личных подсобных целях. При чём на долю последних приходится больше 80 % картофельных грядок и больше 70 % овощных.

Российский рынок свежих овощей

Валовой сбор овощей в России в 2012 г. составил: картофеля – 29,3 млн. т (около 133 ц/га), остальных овощей – 14,6 млн. т (около 208 ц/га). Во ВНИИ овощеводства разработаны технологии, позволяющие получать 800-1000 ц/га. По данным ВНИИ, в некоторых крупных агрокомплексах урожайность может достигать 500 ц/га. Улучшение результатов овощеводства сдерживается низкой квалификацией кадров в подсобных хозяйствах (что вполне логично) и отсутствием доступной спецтехники.

Существенную роль в обеспечении россиян свежими овощами играет экспорт. В 2011 г., после засушливого года, в Россию экспортировали 4,1 млн. т (около 28 % от валового сбора), что в денежном выражении составило 3,1 млрд. долл. Однако в 2012 г. благодаря благоприятному предыдущему лету за I полугодие было ввезено в 2 раза меньше продукции. Основной экспортёр картофеля – Китай, другие свежие овощи активно ввозятся из Турции, Нидерландов, Израиля.

Потребление овощной продукции в России ежегодно увеличивается. Росстат в 2011 г. зафиксировал 97,8 кг/год на душу населения (без учёта картофеля). По данным ФАО, каждый россиянин съел 124,2 кг овощных блюд в год. Для сравнения: по статистике той же ФАО употребление овощей на душу населения в США составляет 122,9 кг/год, в Канаде – 112,7, в Китае – 321,5. При этом, как правило, не учитывается, свежие, замороженные или переработанные овощи скушал человек.

Рекомендуем также посмотреть

Версия для печати