Российский рынок шоколада и шоколадных изделий

Категория: Отраслевые новости
Маркетолог-аналитик     Автор статьи: Alto Consulting Group
Дата публикации: 25 января 2013
Департамент аналитики маркетинговых исследований
В России любят шоколад: в год каждый россиянин съедает в среднем 4-5 кг конфет и плиток. Это существенно меньше лидера по «шоколадопоеданию» – Швейцарии (10-11 кг/год на душу). Эксперты компании Alto Consulting Group утверждает, что 79 % жителей России едят шоколадные вкусности регулярно.

Основным трендом в производстве и потреблении шоколада можно считать смену имиджа: даже на европейском рынке, более требовательном к экологическим и медицинским параметрам, за шоколадом закрепилось звание продукта, полезного для здоровья. Россию этот тренд не обошёл стороной: хотя молочный шоколад, более сладкий и в меньшей степени содержащий какао, всё ещё пользуется большим спросом (42 %), горькие сладости выбирают уже 29 % россиян.

В целом шоколадные предпочтения жителей России достаточно консервативны. По-прежнему актуальны весовые конфеты, занимающие 35 % рынка в денежном выражении. 86 % россиян предпочитают конфеты советских марок и 67 % – плитки известных брендов.

Российский рынок шоколада и шоколадных изделий

По данным компании Alto Consulting Group, темпы роста российского шоколадного рынка замедляются: в 2010 г. прирост составил 13,4 %, в 2011 г. – 8 %. В 2011 г. прирост и вовсе снизился до 4 %. Объём рынка в натуральном выражении 550-622 тыс. тонн.

Количество производителей шоколадных изделий в России велико: эксперты указывают на 160 фабрик. Крупнейшими компаниями являются Nestle, Kraft Foods, Mars, Cadbury, владеющие несколькими российскими комбинатами, и чисто российский холдинг «Объединённые кондитеры».


Доля импорта в продажах шоколадных изделий не превышает 10-15 %. Основные импортёры – украинцы, которые могут обеспечить более низкие цены. Задумываются они и об инвестициях в российские производственные мощности. Ввоз сладостей из Европы ограничен в основном премиум-сегментом и незначителен. По мнению аналитиков рынка, российская фабричная продукция практически не отличается от европейских аналогов.

Основная проблема в производстве шоколада – импорт какао-бобов. Выращивание основного сырья сосредоточено всего в 4 африканских странах с нестабильной политической ситуацией. Кроме того, в 2010 г. был создан прецедент, когда один трейдер (оптовый посредник) выкупил партию какао-бобов, достаточную для всего европейского производства. А это тоже провоцирует рост цен на сырьё.

Рекомендуем также посмотреть

Версия для печати