Рекомендуем также посмотреть
Автор статьи: Alto Consulting Group Дата публикации: 07 март 2013 Департамент аналитики маркетинговых исследований |
В январе 2013 г. отпускные цены продолжили свой рост, несмотря на меры, принимаемые антимонопольным комитетом России. Государственные ограничения привели к тому, что в декабре 2012 г. мукомольные предприятия начали продавать товар по цене ниже себестоимости. В итоге рынок взял своё: за 1-ый месяц 2013 г. минимальная цена продажи тонны муки в/с выросла на 15 % до 11,5 тыс. руб./т. Ценовым лидером стал Северный Кавказ: мукомольные заводы могли продать тонну пшеничной муки за 22,0 тыс. руб.
Выпуск продукции российской мукомольной промышленностью стабильно уменьшается со скоростью 100-500 тыс. т в год на протяжении 10 лет. В 2012 г. намолото 9,7 млн. т; это меньше прошлогоднего значения на 100 тыс. т. С 2003 г. объём рынка сократился на 13,4 %. Однако производство ржаной муки за 2012 г. выросло на 6,3 % до 764,3 тыс. т.
В мукомольной отрасли выделяются 2 округа-лидера: Центральный (2,8 млн. т в 2012 г.) и Сибирский (2,2 млн. т). За 2012 г. рост производства муки отмечен только в Поволжье (+7,4 %) и на Урале (+4,4 %). Наибольшее падение зафиксировано в ЮФО (-17,2 %). Крупнейшие российские мукомольные компании – ОАО «Макфа», ОАО «Мельник», Ленинградский и Старооскольский комбинаты хлебопродуктов, Новосибирский мелькомбинат № 1.
Россия – значимый экспортёр муки (7-ое место в мире). Российскую муку завозят Монголия, Таджикистан, Афганистан. Импорт в разные годы крайне малый или вовсе отсутствует.
На российском рынке муки происходят существенные изменения в структуре потребления. Пока ещё на хлеб и хлебобулочные изделия затрачивается больше половины мукомольной продукции; однако доля хлебопекарной отрасли постоянно уменьшается. Также снижается объём реализации напрямую населению. Зато растут потребности макаронной, кондитерской промышленности, общественного питания, производства полуфабрикатов.