Рекомендуем также посмотреть
Категория: Отраслевые обзоры рынков

Новости маркетинговых исследований
Российский рынок общественного питания

Маркетолог-аналитик     Автор статьи: Alto Consulting Group
Дата публикации: 13 март 2013
Департамент аналитики маркетинговых исследований
Российский рынок общественного питания в 2011 г. вырос до 903,3 млрд. руб. Однако темпы роста существенно меньше докризисных: после проседания в 2009 г. отрасль horeca сумела отыграть за 2 года только 9,2 %. До кризиса продажи в общепите увеличивались на 10-15 % ежегодно. Кроме того, обороты в сопоставимых ценах не достигли уровня 2008 г.

Российский рынок общественного питания

28 % объёмов российского рынка общепита обеспечивает Центральный ФО (255 млрд. руб. в 2011 г.), ещё 19 % – Приволжский ФО (173 млрд. руб.). Доля Москвы – 15 % (135,2 млрд. руб. в 2011 г.); однако отмечается тенденция к снижению доли московского сегмента.

Ежегодно сети ресторанов, кафе, столовых отвоёвывают у независимых операторов по 2-3 % оборота российской отрасли horeca. В 2010 г. 36 % рынка в денежном выражении принадлежало сетевикам. Увеличение числа франчайзи вызвано более высокой рентабельностью сетевых структур. Более двух третей сетевого общепита занято международными операторами; лидирует, как и в мире, McDonald's (276 точек на начало 2011 г.).

В 2010 г. в России насчитывалось 54 тыс. заведения общественного питания, включая 6379 сетевых. По данным Alto Consulting Group за 2009 г., лидирующими секторами в отрасли horeca являются субъекты социального питания (столовые в школах, госучреждениях и т.д.) и небольшие предприятия, не входящие в сеть. И тот, и другой сектор занимают около четверти рынка каждый.


Легче всего в России пережили кризис предприятия фаст-фуда. По данным Alto Consulting Group, доля быстрого питания в 2010 г. составила около 27 %. Лидером роста стал сегмент бургеров благодаря расширению сети McDonald's. Стремительно увеличивается популярность азиатской кухни, особенно японской, – 12 % за 2010 г.

Эксперты рассчитывают на дальнейший подъём рынка в случае повышения доходов населения. Даже по сравнению с 1990 г. жители России едят вне дома реже: в 2011 г. доля от предреформенного объёма продаж в общепите в сопоставимых ценах составила всего 72 %. Количество потенциальных посетителей на 1 предприятие существенно ниже европейских (300-500 человек). Хуже всего из крупных городов дела обстоят в Новосибирске, Казани и Санкт-Петербурге – там на каждое заведение по 1,2-1,3 тыс. потенциальных клиентов. Москва, несмотря на обилие предложений, входит в шестёрку лидеров.

Рекомендуем также посмотреть

Клиент 1
Клиент 2
Клиент 3
Клиент 4
Клиент 5
Клиент 6
Клиент 7
Клиент 8
Клиент 9
Клиент 10
Клиент 11
Клиент 12
Клиент 13
Клиент 14
Клиент 15
Клиент 16
Клиент 17
Клиент 18
Клиент 19
Клиент 20
Клиент 21
Клиент 22
Клиент 23
Клиент 24
Клиент 25
Клиент 26
Клиент 27
Клиент 28
Клиент 29
Клиент 30
Клиент 32
Клиент 33
Клиент 34
Клиент 35
Клиент 36
Клиент 37
Клиент 38
Клиент 39
Клиент 40
Клиент 41
Клиент 42
Клиент 43
Клиент 44
Клиент 45
Клиент 46
Клиент 47
Клиент 48
Клиент 49
Клиент 50
Клиент 51
Клиент 52
Клиент 53
Клиент 54
Клиент 55
Клиент 56
Клиент 57
Клиент 58
Клиент 59
Клиент 60
Клиент 61
Клиент 62
Клиент 63
Клиент 64
Клиент 65
Клиент 66
Клиент 67
Клиент 68
Клиент 69
Клиент 70
Клиент 71
Клиент 72
Клиент 73
Клиент 74
Клиент 75
Клиент 76
Клиент 77
Клиент 78
Клиент 79
Клиент 80
Клиент 81
Клиент 82
Клиент 83
Клиент 84
Клиент 85
Клиент 86