Российский рынок картофеля

Категория: Отраслевые новости
Маркетолог-аналитик     Автор статьи: Alto Consulting Group
Дата публикации: 01 марта 2013
Департамент аналитики маркетинговых исследований
Согласно расчётам Росстата розничные цены на картофель в среднем за 2012 г. составили 16,07 руб./кг, что выше уровня 2011 г. на 1,81 руб., немного ниже 2008 и почти в 2 раза ниже 2010. В целом стоимость картофеля колебалась на протяжении 6 лет (кроме неурожайного 2010-го) в коридоре 14-17 руб.

По данным Министерства сельского хозяйства (МСХ), на 15.01.2013 розничная цена картофеля равнялась 17,6 руб. МСХ зафиксировало снижение стоимости в течение 2 месяцев на 9,2 %. Сельхозорганизации получают за килограмм «второго хлеба» 57 % от розничной цены (9,99 руб./кг).

Российский рынок картофеля

Всего за 2012 г. в России было собрано 29,3 млн. т картофеля; это меньше прошлогоднего показателя на 10,2 %. Больше всего урожая накопано в Центральной России и Поволжье – около 6 млн. т и там, и там; на 3-ем месте – Сибирь, собравшая свыше 4,5 млн. т.

Под картофель было занято 2,2 млн. га, на уровне 2011 г. Урожайность в 125,5 ц/га была чуть выше средней за 2006-2010 гг. и значительно ниже урожайного 2011 г. Однако даже рекорд 2011-го в 140,5 ц/га далёк от европейских 298 ц/га. Более того, средняя урожайность картофеля в мире 160 ц/га превышает российский показатель. В общем-то, такая ситуация не удивительна: около 90 % посевных площадей относятся к подсобным хозяйствам.

По данным Alto Consulting Group, в течение последних 5 лет более 3/4 российского картофеля не выводилось на рынок, т.е. граждане сами его выращивали и сами съедали. Структура оставшихся 25 % представлена на диаграмме. В целом личное потребление, по официальным данным, в 2011 г. составило 110 кг на человека в год. Больше всего картофельные блюда любят в Сибири, на Дальнем Востоке и в Поволжье.


В основном российский картофель употребляется в пищу в свежем, не обработанном виде. При этом ежегодные потери составляют за последние 5 лет около 4,5 % от валового сбора, а в течение 3 лет практически равны импорту. Однако эксперты говорят об интересе покупателей к обработанному «второму хлебу», т.е. помытому и удобно упакованному.


Основные направления переработки картофеля в России


чипсы. Самый дешёвый бизнес для старта, однако высока конкуренция в секторе. Лидер – Фрито-Лей (марка Lay's) – занимает больше половины рынка, перерабатывает до 390 тыс. т картофеля в год;

крахмал. В России производится в основном из кукурузы, доля картофеля незначительна. Зато, например, в 2011 г. доля картофельного крахмала в импорте составила почти 40 %.

Рекомендуем также посмотреть

Версия для печати