Рекомендуем также посмотреть
Автор статьи: Alto Consulting Group Дата публикации: 25 февраль 2013 Департамент аналитики маркетинговых исследований |
Представители российской кожевенно-обувной промышленности беспокоятся, что к 2015 г. после вступления в ВТО и резкого снижения пошлин показатели могут сократиться до 9 млн. пар. Тем не менее, отдельные компании смотрят в будущее с оптимизмом: Юничел достраивает логистический центр, планируя в дальнейшем увеличивать мощности; Обувь России договаривается о строительстве новой фабрики «с нуля» на Северном Кавказе.
Результаты обувной промышленности существенно снизились по сравнению с доперестроечными временами: объём 2011 г. – это всего лишь 28,8 % от показателей 1990 г. Тем не менее, Россия входит в десятку мировых лидеров по производству обуви. Лидирует с огромным отрывом Китай. Он же является и основным импортёром туфелек и сапогов на российский рынок; его долю оценивают в 70-80 %.
Российскую обувь можно назвать нишевой. 39,2 % выпущенной нашими фабриками продукции – это резиновые и пластмассовые сапоги (чаще всего спецобувь для силовых министерств); 31,5 % – текстильные изделия, включая валенки; 22 % – кожаные сапоги и ботинки (в основном зимние). Доля остальных вариантов – меньше 8 %.
Российский рынок зависит от импортных обувных поставок: около 80 % пар завезено из-за рубежа. В 2011 г. рост ввоза составил в натуральном выражении 10 %, в стоимостном – в 16 %. Чаще всего привозят кожаную обувь (55 %), а также сделанную из резины или пластмассы (30 %). По-прежнему остро стоит проблема «серого» импорта.
Точных оценок количества обуви, приобретаемой на 1 человека в год в России, нет. В СССР покупалось 3,6 пары. По данным ВЦИОМ, в 2008 г. 38 % опрошенных приобретали 2-3 пары в год. По разным оценкам, ёмкость рынка составляет 369,2-635,1 млн. пар.
В 2011 г. российские покупатели предпочитали дешёвую обувь (53 %); дорогую могли себе позволить только 12 %. Чаще всего приобретают женскую продукцию (40-60 %). С каждым годом всё больше покупателей приобретает обувные обновы в магазинах, а не на рынках. Эта тенденция совпадает с закрытием рыночных ларьков и разрастанием обувных сетей. Сейчас 30 сетей включают больше 35 магазинов.