Категория: Отраслевые обзоры рынков

Новости маркетинговых исследований
Внутреннее потребление минеральных удобрений в России сокращается, объемы экспорта демонстрируют рост

Маркетолог-аналитик     Автор статьи: Alto Consulting Group
Дата публикации: 12 январь 2016
Департамент аналитики маркетинговых исследований
Информация взята из исследования: «Рынок минеральных удобрений. Текущая ситуация и прогноз»

Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Alto Consulting Group на основе официальной статистики.

Россия является одним из крупнейших производителей и экспортеров минеральных удобрений в мире. Производство минеральных удобрений является элементом химической отрасли, на которую приходится 9% основных средств обрабатывающей промышленности страны. В 2015 году химическое производство в России оказалось наиболее устойчивым к кризису, продемонстрировав в январе-ноябре прирост выпуска продукции на 6,8% к аналогичному периоду 2014 года. Следует отметить, что по итогам 2014 года российские производители удобрений заняли второе место в мире по экспорту азотных, калийных и смешанных удобрений (в стоимостном выражении). В сегменте фосфорных удобрений успехи России на мировом рынке более скромные – в рейтинге экспортеров наша страна не входит даже в десятку крупнейших.

Следует отметить, что в период с 2011 по 2014 гг. объем выпуска удобрений в России вырос на 5,3%, достигнув в 2014 году 41,5 млн тонн. Причем 50,6% удобрений было произведено предприятиями Приволжского федерального округа, что логично, так как в данном округе сосредоточены такие лидеры рынка, как ПАО «Уралкалий», ОАО «ТОАЗ», АО «Минеральные удобрения» и прочие. Наибольший объем производства приходится на сегмент азотных удобрений, который в 2014 году составляет 42,8% от общего выпуска минеральных удобрений в России. В то же время азотные удобрения являются наиболее популярными у внутреннего потребителя.

Производство минеральных удобрений в России является экспортоориентированным, ежегодно на внешний рынок поставляется около 70% выпущенной в России продукции. В 2014 году доля экспорта в объеме производства составила почти 74%, в 2015 году, по оценкам Alto Consulting Group, данный показатель увеличился до 77%. В то же время объем выпуска минеральных удобрений за период с января по ноябрь 2015 года увеличился лишь на 0,5% к аналогичному периоду прошлого года. Это свидетельствует о сокращении внутреннего потребления на рассматриваемом рынке. Спрос на российском рынке минеральных удобрений снижается в связи с сокращением платежеспособности потребителей, а предложение – на фоне растущей прибыльности экспорта, связанной с девальвацией рубля.

Внутреннее потребление минеральных удобрений в России сокращается, объемы экспорта демонстрируют рост

Основные страны-потребители различаются в зависимости от вида минудобрений. Так, четверть российского экспорта азотных удобрений и в натуральном, и в стоимостном выражении, по итогам 2014 года, приходится на Бразилию, кроме нее крупнейшими потребителями в данном сегменте являются США, Турция и Украина. Отгрузки фосфорных удобрений из России осуществляются по большей части только в Украину (99,2% в натуральном выражении, 96,1% - в денежном). Основными потребителями российских калийных удобрений являются Китай, Бразилия и Индия, в сегменте смешанных удобрений – Бразилия, Украина и Китай.
Клиент 1
Клиент 2
Клиент 3
Клиент 4
Клиент 5
Клиент 6
Клиент 7
Клиент 8
Клиент 9
Клиент 10
Клиент 11
Клиент 12
Клиент 13
Клиент 14
Клиент 15
Клиент 16
Клиент 17
Клиент 18
Клиент 19
Клиент 20
Клиент 21
Клиент 22
Клиент 23
Клиент 24
Клиент 25
Клиент 26
Клиент 27
Клиент 28
Клиент 29
Клиент 30
Клиент 32
Клиент 33
Клиент 34
Клиент 35
Клиент 36
Клиент 37
Клиент 38
Клиент 39
Клиент 40
Клиент 41
Клиент 42
Клиент 43
Клиент 44
Клиент 45
Клиент 46
Клиент 47
Клиент 48
Клиент 49
Клиент 50
Клиент 51
Клиент 52
Клиент 53
Клиент 54
Клиент 55
Клиент 56
Клиент 57
Клиент 58
Клиент 59
Клиент 60
Клиент 61
Клиент 62
Клиент 63
Клиент 64
Клиент 65
Клиент 66
Клиент 67
Клиент 68
Клиент 69
Клиент 70
Клиент 71
Клиент 72
Клиент 73
Клиент 74
Клиент 75
Клиент 76
Клиент 77
Клиент 78
Клиент 79
Клиент 80
Клиент 81
Клиент 82
Клиент 83
Клиент 84
Клиент 85
Клиент 86