Российский рынок овощей

Категория: Отраслевые новости
Маркетолог-аналитик     Автор статьи: Alto Consulting Group
Дата публикации: 10 марта 2014
Департамент аналитики маркетинговых исследований
В 2010 году из-за сильной летней засухи российский рынок овощей продемонстрировал один из худших показателей, в результате чего их общий сбор составил всего 12,1 млн. тонн (без учета сбора картофеля) - это на 10% меньше, чем в 2009 году. В целом, такое падение производства овощей было исключением, связанным с негативным воздействием природных факторов – на протяжении всех последних лет российский овощной рынок планомерно увеличивался (рисунок 1). И в 2011 году аналитиками компании Alto Consulting Group отмечено существенное восстановление овощного рынка - сбор овощей вырос на 21% в натуральном выражении и составил порядка 14,6 млн. тон, т.е. практически на 2,5 млн. тонн. большем, чем годом ранее. Всего же, за период с 2007 по 2011 годы, объем российского производства овощей увеличился на 30%.

Российский рынок овощей

Впрочем, несмотря на то, что по итогам 2011 года в России был зафиксирован общий сбор овощей на уровне 14,6 млн. тонн (сбор фруктов за этот же период составил 4 млн. тонн), этого явно недостаточно для того, чтобы покрыть внутренние потребности. Так, по результатам минувшего года объемы ввоза овощей в Россию достигли 1,133 млн. тонн, или 7,2% от общего объема рынка. Эта величина несколько ниже 2010 года (что логично, поскольку потери из-за засухи были покрыты благодаря импорту), но существенно выше, чем в 2007-2009 годах.

Как видим, более семи процентов российского овощного рынка формируется за счет импортной продукции, что свидетельствует о неспособности отечественных производителей удовлетворять внутренний спрос. Что касается основных проблем в развитии внутреннего производства овощей в России, то их несколько. В первую очередь – это пребывание большинства овощных хозяйств в России в кризисном состоянии. Нехватка финансирования, качественного посадочного материала, средств защиты растений, квалифицированных кадров и т.п. – все это обуславливает низкий общий сбор овощей и низкую производительность овощных сельскохозяйственных культур.

Впрочем, на низком валовом урожае овощей проблемы отечественных производителей не заканчивается. Еще одна существенная преграда на пути насыщения рынка качественной продукцией собственного производства – отсутствие необходимых условия для длительного хранения овощей. Как свидетельствуют оценки аналитиков компании Alto Consulting Group, потери овощной продукции на складах составляют более 20%. Это очень высокий показатель, который в разы выше аналогичных показателей у зарубежных производителей. Во многом именно из-за проблем с хранением продукции отечественные огурцы и помидоры постепенно уступают свое место на полках своим импортным конкурентам.

Рекомендуем также посмотреть

Версия для печати