Категория: Отраслевые обзоры рынков

Новости маркетинговых исследований
Российский рынок зерновых культур

Маркетолог-аналитик     Автор статьи: Alto Consulting Group
Дата публикации: 10 март 2014
Департамент аналитики маркетинговых исследований
Традиционно Россия занимает одно из ведущих мест на мировом рынке зерновых (куда входят пшеница и кормовые культуры). Наша страна расположилась немного позади таких мировых лидеров в производстве зерновых как США, Индия и Китай или страны Евросоюза вместе взятые, опережая при этом такие страны как Австралия, Аргентина или Канада. Например, в 2011 году в мире было произведено зерна в общем объеме 1751,6 млн. тонн – это новый рекордный уровень, который превышает предыдущий максимум 2009 года на 53 млн. тон. Доля России в общем объеме производства зерновых по итогам минувшего года составила 3,3%, в общем объеме потребления – 3,2%

Российский рынок зерновых культур

Всего же в 2011 году в России было собрано зерновых в общем объеме 58,3 млн. тонн, что на 4,3% ниже, чем в предыдущем году. Их потребление составило 57,3 млн. тонн, а величина переходящих запасов продукции была на уровне 4,2 млн. тонн. В целом следует отметить, что Российская Федерация в полном объеме обеспечивает свои внутренние потребности в зерновых. Так, по итогам минувшего маркетингового года объемы импорта зерновых в Россию составили 0,5 млн. тонн – это менее 1% от общего объема потребления зерновых. Что касается векторов движения продукции зерновых культур, произведенной в России, то она, главным образом, расходуется на внутреннее потребление. Так, по итогам 2011 года экспорт зерновых из РФ составил 4,3 млн. тонн, что составляет немногим более 7% от их совокупного производства.

Таким образом, более 90% всей произведенной в России продукции зерновых идет на внутреннее потребление. Говоря о структуре внутреннего российского рынка зерновых, стоит выделить его некоторые особенности – многоуровневая структура, существенные региональные различия и низкая степень концентрированности.

Так, в структуре российского рынка зерновых выделяется два уровня – рынок первого уровня (оптовый) и рынок второго уровня – розничный. Оптовый рынок зерновых в России формирует непосредственные хозяйства – производители сельскохозяйственной продукции. Его особенностью является расконцентрированность, большое количество оптовых участников рынка, незначительные доли каждого отдельного участника и высокая конвергенция рыночных долей. Все это делает оптовый рынок зерна в России конкурентным и снижает возможность его контроля со стороны отдельных ведущих оптовиков. На втором уровне функционирует розничный рынок зерновых, который формируют предприятия – переработчики, а также мелкие оптовики. Это рынок также в достаточной степени сбалансирован и конкурентен.
Клиент 1
Клиент 2
Клиент 3
Клиент 4
Клиент 5
Клиент 6
Клиент 7
Клиент 8
Клиент 9
Клиент 10
Клиент 11
Клиент 12
Клиент 13
Клиент 14
Клиент 15
Клиент 16
Клиент 17
Клиент 18
Клиент 19
Клиент 20
Клиент 21
Клиент 22
Клиент 23
Клиент 24
Клиент 25
Клиент 26
Клиент 27
Клиент 28
Клиент 29
Клиент 30
Клиент 32
Клиент 33
Клиент 34
Клиент 35
Клиент 36
Клиент 37
Клиент 38
Клиент 39
Клиент 40
Клиент 41
Клиент 42
Клиент 43
Клиент 44
Клиент 45
Клиент 46
Клиент 47
Клиент 48
Клиент 49
Клиент 50
Клиент 51
Клиент 52
Клиент 53
Клиент 54
Клиент 55
Клиент 56
Клиент 57
Клиент 58
Клиент 59
Клиент 60
Клиент 61
Клиент 62
Клиент 63
Клиент 64
Клиент 65
Клиент 66
Клиент 67
Клиент 68
Клиент 69
Клиент 70
Клиент 71
Клиент 72
Клиент 73
Клиент 74
Клиент 75
Клиент 76
Клиент 77
Клиент 78
Клиент 79
Клиент 80
Клиент 81
Клиент 82
Клиент 83
Клиент 84
Клиент 85
Клиент 86