Рекомендуем также посмотреть
Категория: Отраслевые обзоры рынков
Новости маркетинговых исследований
Новости маркетинговых исследований
Российский рынок молока и молочных продуктов
Автор статьи: Alto Consulting Group Дата публикации: 10 март 2014 Департамент аналитики маркетинговых исследований |
В натуральном выражении основную продукцию отрасли составляет молоко. По итогам 2011 года на сегмент молока и сливок приходится чуть менее половины всего объема производства отрасли. Существенную долю в структуре производства занимает сегмент кисломолочных продуктов. Обе категории молочной продукции суммарно составили более 80 процентов объема производства молочной отрасли страны в 2011 году. Следующее место по объему производства в России занимают творог и сыр.
Снижение объемов рынка произошло на фоне уменьшения численности поголовья коровьего стада, сохраняющей отрицательную динамику на протяжении 20 лет. С 2003 года скорость падения численности поголовья коров заметно снизилась, но тенденция пока не изменилась.
Однако за счет увеличения доли породистых животных и роста продуктивности коров в последнее десятилетие надои молока на одну корову выросли с 2500 кг (2000 год) до 3500 кг, что для отрасли является положительным фактором.
Спад производства коснулся в основном двух сегментов: «кисломолочные продукты» и «мороженое». Спрос на мороженое в значительной степени зависит от погоды и ежегодно колеблется в довольно широких границах, доходя до 15%. Положительная динамика отмечена в сегментах «молоко и сливки», а также «творог и сыр». Другие сегменты рынка показали относительную стабильность.
Темпы прироста производства молока и молочной продукции в России в 2011 году в стоимостном выражении остались положительными за счет роста цен производителей. При этом максимальные темпы роста относительно 2010 года отмечены в сегменте сливочного масла и сыров.
Доля импортной молочной продукции на российском рынке в 2011 году в стоимостном выражении осталась на прежнем уровне, в натуральном превысила 5%. Самые крупные сегменты в объеме импорта – сыры, сливочное масло, кисломолочные продукты.
Специалисты Alto Consulting Group отмечают, что рынок молочных продуктов имеет большой потенциал для роста: уровень среднедушевого потребления пока еще не вернулся к показателям 1990 года и значительно отстает от уровня европейских стран (например, в Германии он достигает 400 кг в год на 1 человека). Сдерживающий фактор роста рынка – недостаточная покупательская способность.