Российский рынок макарон

Категория: Отраслевые новости
Маркетолог-аналитик     Автор статьи: Alto Consulting Group
Дата публикации: 29 апреля 2013
Департамент аналитики маркетинговых исследований
Макароны в узком значении этого слова – трубочки из высушенного теста, в широком – синоним понятия «макаронные изделия». В итальянском языке, откуда пришло это название, означают пасту определённого формата. Российские нормативно-методические документы не регламентируют точное определение, однако статистика сегмента ведётся. Основные для России похожие на макароны форматы – перья и рожки – учитываются Росстатом отдельно.

Доля макарон в российском производстве макаронных изделий в течение 2009-2011 гг. находилась на уровне 6,5-6,8 %. Перья популярны чуть меньше (4-5 %), а рожки выпускают почти в 3 раза чаще (17,7-18,5 %). Общий объём производства пасты в 2011 г. составил 1042 тыс. т, из них макарон 68,1 тыс. т.

Российский рынок макарон

Макаронная промышленность России достаточно консолидирована: больше 25 % продукции производится в Челябинской области. Лидер отрасли – ОАО «Макфа», 5-ая по объёму выпуска компания в мире. В 2011 г. она изготовила 144,2 тыс. т твёрдого хлеба (13,8 % от общероссийского производства).

После 6-летних колебаний в рамках 1,0-1,1 млн. т на рынке наметилась тенденция к снижению объёмов: в 2012 г. было выпущено уже меньше 1 млн. т макарон. У соседей дела обстоят гораздо лучше: в ЕС прирост производства в 2011 г. составил 6,7 % (+284 тыс. т); в Казахстане активно строятся макаронные фабрики, поскольку там хорошо растёт твёрдая пшеница.

Экспорт российских макарон в течение последних 5 лет стабильно уменьшался; рост в 2012 г. обусловлен, прежде всего, изменением статистики Таможенного союза. Основные страны-партнёры по экспорту – члены СНГ. До вступления в ВТО в 2012 г. импорт оставался достаточно стабильным в пределах 50-65 тыс. т; в 2012 г. он вырос до 80,7 тыс. т.

Объём розничных продаж макаронных изделий в 2011 г. составил 1088 тыс. т или 101,6 млрд. руб.; на макароны пришлось около 6,4 млрд. руб. В марте 2013 г. средняя розничная цена на пасту выросла больше 50 руб./кг, что на 10,7 % больше предыдущего года. Логистическая наценка на макароны составляет 46 %.


Чтобы оживить рынок, российские игроки вкладывают значительные средства в продвижение. Например, коммерческие и управленческие расходы ОАО «Макфа» примерно равны прибыли от продаж (коммерческие расходы в 2011 г. составили 1,2 млрд. руб.).

Рекомендуем также посмотреть

Версия для печати