Категория: Отраслевые обзоры рынков

Новости маркетинговых исследований
Российский рынок макарон

Маркетолог-аналитик     Автор статьи: Alto Consulting Group
Дата публикации: 29 апрель 2013
Департамент аналитики маркетинговых исследований
Макароны в узком значении этого слова – трубочки из высушенного теста, в широком – синоним понятия «макаронные изделия». В итальянском языке, откуда пришло это название, означают пасту определённого формата. Российские нормативно-методические документы не регламентируют точное определение, однако статистика сегмента ведётся. Основные для России похожие на макароны форматы – перья и рожки – учитываются Росстатом отдельно.

Доля макарон в российском производстве макаронных изделий в течение 2009-2011 гг. находилась на уровне 6,5-6,8 %. Перья популярны чуть меньше (4-5 %), а рожки выпускают почти в 3 раза чаще (17,7-18,5 %). Общий объём производства пасты в 2011 г. составил 1042 тыс. т, из них макарон 68,1 тыс. т.

Российский рынок макарон

Макаронная промышленность России достаточно консолидирована: больше 25 % продукции производится в Челябинской области. Лидер отрасли – ОАО «Макфа», 5-ая по объёму выпуска компания в мире. В 2011 г. она изготовила 144,2 тыс. т твёрдого хлеба (13,8 % от общероссийского производства).

После 6-летних колебаний в рамках 1,0-1,1 млн. т на рынке наметилась тенденция к снижению объёмов: в 2012 г. было выпущено уже меньше 1 млн. т макарон. У соседей дела обстоят гораздо лучше: в ЕС прирост производства в 2011 г. составил 6,7 % (+284 тыс. т); в Казахстане активно строятся макаронные фабрики, поскольку там хорошо растёт твёрдая пшеница.

Экспорт российских макарон в течение последних 5 лет стабильно уменьшался; рост в 2012 г. обусловлен, прежде всего, изменением статистики Таможенного союза. Основные страны-партнёры по экспорту – члены СНГ. До вступления в ВТО в 2012 г. импорт оставался достаточно стабильным в пределах 50-65 тыс. т; в 2012 г. он вырос до 80,7 тыс. т.

Объём розничных продаж макаронных изделий в 2011 г. составил 1088 тыс. т или 101,6 млрд. руб.; на макароны пришлось около 6,4 млрд. руб. В марте 2013 г. средняя розничная цена на пасту выросла больше 50 руб./кг, что на 10,7 % больше предыдущего года. Логистическая наценка на макароны составляет 46 %.


Чтобы оживить рынок, российские игроки вкладывают значительные средства в продвижение. Например, коммерческие и управленческие расходы ОАО «Макфа» примерно равны прибыли от продаж (коммерческие расходы в 2011 г. составили 1,2 млрд. руб.).
Клиент 1
Клиент 2
Клиент 3
Клиент 4
Клиент 5
Клиент 6
Клиент 7
Клиент 8
Клиент 9
Клиент 10
Клиент 11
Клиент 12
Клиент 13
Клиент 14
Клиент 15
Клиент 16
Клиент 17
Клиент 18
Клиент 19
Клиент 20
Клиент 21
Клиент 22
Клиент 23
Клиент 24
Клиент 25
Клиент 26
Клиент 27
Клиент 28
Клиент 29
Клиент 30
Клиент 32
Клиент 33
Клиент 34
Клиент 35
Клиент 36
Клиент 37
Клиент 38
Клиент 39
Клиент 40
Клиент 41
Клиент 42
Клиент 43
Клиент 44
Клиент 45
Клиент 46
Клиент 47
Клиент 48
Клиент 49
Клиент 50
Клиент 51
Клиент 52
Клиент 53
Клиент 54
Клиент 55
Клиент 56
Клиент 57
Клиент 58
Клиент 59
Клиент 60
Клиент 61
Клиент 62
Клиент 63
Клиент 64
Клиент 65
Клиент 66
Клиент 67
Клиент 68
Клиент 69
Клиент 70
Клиент 71
Клиент 72
Клиент 73
Клиент 74
Клиент 75
Клиент 76
Клиент 77
Клиент 78
Клиент 79
Клиент 80
Клиент 81
Клиент 82
Клиент 83
Клиент 84
Клиент 85
Клиент 86