Российский рынок майонеза

Категория: Отраслевые новости
Маркетолог-аналитик     Автор статьи: Alto Consulting Group
Дата публикации: 10 апреля 2013
Департамент аналитики маркетинговых исследований
Майонез стал почти национальным продуктом: в России съедают около 38 % всего произведённого в мире благородного соуса. По расчётам, каждый россиянин употребил 5,2 кг этого продукта за 2011 г., чуть больше – 5,3 кг – за 2012 г.; в европейских странах показатель значительно ниже – до 2,5 кг/чел. в год.

Российское производство майонеза в 2011 г. достигло 788 тыс. тонн, в 2012 г. ещё увеличилось – до 791 тыс. тонн. Ёмкость рынка в стоимостном выражении в 2012 г. также немного выросла до 80,0 млрд. руб. (на 4,5 %). Примерно на столько же выросли потребительские цены на популярный соус.

Российский рынок майонеза

В 2012 г. импорт белого соуса в Россию превысил экспорт в 1,8 раз. С каждым годом наблюдается увеличение ввоза этой продукции (в 2012 г. – на 3,1 %). Объём экспорта не имеет стабильной тенденции: в 2011 г. зафиксировано снижение на 14 %, а в 2012 г. – повышение на 78 %. Больше всего вывозится российского майонеза в страны СНГ, а ввозится – из Европы (31 % поставляют Германия и Нидерланды).


По мнению экспертов, российский майонезный рынок уже близок к насыщению. Прирост ёмкости происходит за счёт активной рекламной деятельности производителей, в том числе продвигающих идею безвредности этого соуса. Ещё один фактор роста – расширение ассортимента. Большинство крупных производителей предлагает оливковые и низкокалорийные сорта майонеза наряду с классическим провансалем.

Хотя майонез ассоциируется у россиян с Советским Союзом, его производство и потребление выросли уже в 1990-2000-е гг. Так, в 1991 г. действовало около 30 майонезных заводов, а в 2011 г. – почти 200.

Несмотря на внесение некоторого разнообразия в предложение майонезных соусов, российский рынок достаточно консервативен. Более радикальные изменения не находят отклик у покупателей. В 2011 г. популярная приправа занимала 70,4 % рынка соусов в стоимостном выражении, кетчуп – 18,6 %, а прочие готовые подливки – 11,0 %.

Менее консервативно российские покупатели относятся к упаковке: они быстро перешли к современному дой-паку с крышкой (доля рынка до 80 %). Самым популярным объёмом считается 400-500 мл. По данным участников рынка, низкокалорийные соусы занимают 10 %, среднекалорийные – около 20 % и остальная часть приходится на обычный высококалорийный майонез. Отмечается рост среднекалорийного сегмента и незначительное уменьшение высококалорийного.

Рекомендуем также посмотреть

Версия для печати