Рекомендуем также посмотреть
Категория: Отраслевые обзоры рынков
Новости маркетинговых исследований
Новости маркетинговых исследований
Аналитический обзор российского рынка соков
Автор статьи: Alto Consulting Group Дата публикации: 18 октябрь 2012 Департамент аналитики маркетинговых исследований |
До кризиса рынок соков развивался достаточно быстрыми темпами. Например, за период с 1997 по 2006 год его годовой объем вырос практически в 3 раза - с 0,9 млрд. литров до 2,6 млрд. литров. В 2007 году зафиксирован прирост рынка на уровне 31,5%, который на данный момент и поставил точку (полагаем, что не окончательную) в его бурном развитии.
В кризисные 2008 и 2009 годы наблюдалось падение рынка – на 5 и 15,4 процентов соответственно, в последующие 2-3 года имел место нестабильный рост. Например, если в 2010 году был зафиксирован прирост рынка на 6%, то уже в 2011 году тренд был существенно скорректирован – рынок вырос на 1,8%. Что касается прогнозов дальнейшего развития рынка соков, то аналитики не предрекают ему бурный рост. Например, на период до 2015 года среднегодовые темпы прироста рынка в физических объемах прогнозируются на уровне 3%.
В среднем каждый россиянин за год выпивает около 21 литра сока – это значительно ниже показателей среднестатистического европейца (порядка 30 литров сока в год). Именно в росте уровня потребления соков эксперты видят основные перспективы прироста рынка. К сожалению, реализоваться этим перспективам пока не позволяет множество объективных и субъективных факторов, в первую очередь – экономических. К сожалению, бюджет многих граждан в принципе не располагает к тому, чтобы потреблять соки – по различным маркетинговым оценкам доля людей, которые не пьют соки вообще, составляет 20-25%. Что касается вкусовых пристрастий россиян, то здесь традиционными лидерами являются апельсиновые, яблочные а также мультифруктовые соки.
Отличительная особенность российского сокового рынка – высокий уровень рыночной концентрации. Он достаточно четко контролируется четырьмя ключевыми игроками (компаниями «Вимм Билль Данн», «Лебедянский», «Мултон» и «Нидан-Соки»), совокупная доля которых, по данным 2011 года, составила порядка 70%. Эти компании придерживаются стратегии широкого охвата рынка, предлагая продукцию в различных сегментах рынка – бюджетном, среднеценовом, премиальном. Другим операторам рынка сложно претендовать на позиции лидеров, а потому большинство участников «второго эшелона» вынуждены оперировать в небольших рыночных нишах.