Рекомендуем также посмотреть
Автор статьи: Alto Consulting Group Дата публикации: 14 ноябрь 2016 Департамент аналитики маркетинговых исследований |
Согласно данным Росстата, на протяжении последних нескольких лет наблюдались неоднозначные тенденции развития пивного рынка в России (рисунок 1).
До 2007 года наблюдался достаточно бурный рост производства пива, а вот с 2008 года рынок демонстрировал явные признаки стагнации: в 2008 году падение производства составило 2,6%, в 2009 году – 4,2%, а в 2010 году – 5,7%. Только лишь 2011-й год зафиксировал прирост производства на уровне 1,5%.
Статистические оценки показывают, что в России к числу потребителей пива можно отнести порядка 55% взрослого населения. Этот показатель хоть и кажется весьма значительным, но он намного ниже европейского уровня. Например, в Швеции пиво употребляет 78% населения, а в Дании и того больше – 82%. Российское потребление пива также находится на уровне, ниже среднего по Европе. Например, если один россиянин за год в среднем выпивает 65 литров пива, то европеец – порядка 82,5 литров. Как видим, российскому рынку есть, куда расти. Особенно, если учесть, что средний уровень потребления пива в той же Чехии составляет около 170 литров в год.
Специфика российского рынка состоит в достаточно высокой концентрированности – на долю первых пяти операторов приходится порядка 85% его совокупного объема. Безусловно, общие тенденции глобализации в пивном секторе не смогли обойти стороной и Россию – на данный момент рынок контролирует пятерка транснациональных производителей, в число которых входят Carlsberg, Anheuser-Busch InBev, Heineken, SABMiller и Anadolu Efes. Среди более-менее мощных российских операторов рынка следует выделить компанию «Очаквово», доля которой по итогам 2011 года составила всего 2% (рисунок 2).
Что характерно для российского рынка, так это приоритетная ориентация международных производителей не на продвижение своих всемирно-известных брендов, а на продажи популярных российских марок пива. Например, значительные продажи компании Carlsberg обеспечивает ТМ «Балтика», Anheuser-Busch InBev – ТМ «Клинское» и ТМ «Толстяк»; Heineken – ТМ «ПИТ» и ТМ «Бочкарев»; SABMiller – ТМ «Золотая бочка» и ТМ «Жигулевское»; Anadolu Efes – ТМ «Старый Мельник».