Рекомендуем также посмотреть
Категория: Отраслевые обзоры рынков
Новости маркетинговых исследований
Новости маркетинговых исследований
Обзор российского рынка автомобильного кредитования
Автор статьи: Alto Consulting Group Дата публикации: 18 декабрь 2012 Департамент аналитики маркетинговых исследований |
Как можно заметить, все большее количество людей становятся автовладельцами, причем как новых автомобилей, так и авто, уже бывших в эксплуатации. Но что делать, если собственных денег на покупку автомобиля не хватает? Не проблема – на помощь придет автомобильное кредитование.
Рынок автомобильного кредитования, как и многие финансовые рынки, пережил на протяжении последних лет несколько этапов своего развития. Здесь были и становление рынка, и сверх динамичный рост накануне кризиса 2008-2009 годов. Кризис существенно подкорректировал ситуацию, причем как сократился спрос на автокредиты со стороны клиентов, так и сами банки существенно урезали или свернули свои автокредитные программы. Впрочем, начиная с 2010 года наблюдается восстановление рынка.
В отличие от рынка ипотечного кредитования, где достаточно четко выделяется безусловный лидер (Сбербанк, с долей в 55,4% по итогам 2011 года), его преследователь (банк ВТБ-24, с долей в 12,9%) и пелотон из остальных участников, рынок автомобильного кредитования распределен более равномерно и является намного более конкурентным. Так, по итогам 2011 года наибольший портфель автокредитов собрал «Сбербанк» - его величина составила 59,2 млрд. рублей, а прирост по сравнению с 2010 годом – 43,9%. Ненамного отстали от Сбербанка и его преследователи. Так, идущие вторыми и третьими банки «ВТБ-24» и «Русфинанс Банк» увеличили свои автокредитные портфели до 49,4 (прирост 64,88%) и 49,1 (прирост 37,56%) млрд. рублей соответственно. Замыкают пятерку лидеров рынка автомобильного кредитования в РФ «Росбанк» (портфель по итогам 2011 года достиг 38,7 млрд. рублей) и «Юникредит Банк» (36,4 млрд. рублей). Совокупный портфель автомобильных кредитов 5-ти крупнейших российских банков составляет 232,8 млрд. рублей, а их доля в общем объеме рынка – 58,2%.
Рынок автомобильного кредитования можно сегментировать по различным критериям: кредиты под покупку импортных или отечественных автомобилей, кредиты под покупку новых или бывших в эксплуатации автомобилей. Кроме того, автокредиты можно классифицировать по таким характеристикам как валюта кредитования и срок возвращения кредитов.
Как показывает практика, банки готовы кредитовать как покупку отечественных, так и приобретение импортных авто. При этом, в силу большей надежности авто иностранного производства (за исключением автомобилей из КНР), срок выдачи кредитов под импортные автомобили больше. В целом же на протяжении последних лет изменились сроки выдачи кредитов: если до кризиса банки готовы были выдавать кредиты практически без первого взноса на срок до 7-ми лет, то сейчас они стараются ограничить срок выдачи 5-ю годами и получить первый взнос в районе 10-30% от стоимости авто.