Категория: Отраслевые обзоры рынков

Новости маркетинговых исследований
Обзор российского рынка автомобильного кредитования

Маркетолог-аналитик     Автор статьи: Alto Consulting Group
Дата публикации: 18 декабрь 2012
Департамент аналитики маркетинговых исследований
На протяжении последних лет количество как отечественных, так и иностранных автомобилей на российских дорогах непрерывно увеличивается. Так, по состоянию на начало 2012 году российский парк легковых автомобилей наcчитывал более 35 млн. единиц, т.е. на каждую тысячу жителей в России приходится более 260 моделей авто.

Как можно заметить, все большее количество людей становятся автовладельцами, причем как новых автомобилей, так и авто, уже бывших в эксплуатации. Но что делать, если собственных денег на покупку автомобиля не хватает? Не проблема – на помощь придет автомобильное кредитование.

Рынок автомобильного кредитования, как и многие финансовые рынки, пережил на протяжении последних лет несколько этапов своего развития. Здесь были и становление рынка, и сверх динамичный рост накануне кризиса 2008-2009 годов. Кризис существенно подкорректировал ситуацию, причем как сократился спрос на автокредиты со стороны клиентов, так и сами банки существенно урезали или свернули свои автокредитные программы. Впрочем, начиная с 2010 года наблюдается восстановление рынка.

Обзор российского рынка автомобильного кредитования

В отличие от рынка ипотечного кредитования, где достаточно четко выделяется безусловный лидер (Сбербанк, с долей в 55,4% по итогам 2011 года), его преследователь (банк ВТБ-24, с долей в 12,9%) и пелотон из остальных участников, рынок автомобильного кредитования распределен более равномерно и является намного более конкурентным. Так, по итогам 2011 года наибольший портфель автокредитов собрал «Сбербанк» - его величина составила 59,2 млрд. рублей, а прирост по сравнению с 2010 годом – 43,9%. Ненамного отстали от Сбербанка и его преследователи. Так, идущие вторыми и третьими банки «ВТБ-24» и «Русфинанс Банк» увеличили свои автокредитные портфели до 49,4 (прирост 64,88%) и 49,1 (прирост 37,56%) млрд. рублей соответственно. Замыкают пятерку лидеров рынка автомобильного кредитования в РФ «Росбанк» (портфель по итогам 2011 года достиг 38,7 млрд. рублей) и «Юникредит Банк» (36,4 млрд. рублей). Совокупный портфель автомобильных кредитов 5-ти крупнейших российских банков составляет 232,8 млрд. рублей, а их доля в общем объеме рынка – 58,2%.


Рынок автомобильного кредитования можно сегментировать по различным критериям: кредиты под покупку импортных или отечественных автомобилей, кредиты под покупку новых или бывших в эксплуатации автомобилей. Кроме того, автокредиты можно классифицировать по таким характеристикам как валюта кредитования и срок возвращения кредитов.

Как показывает практика, банки готовы кредитовать как покупку отечественных, так и приобретение импортных авто. При этом, в силу большей надежности авто иностранного производства (за исключением автомобилей из КНР), срок выдачи кредитов под импортные автомобили больше. В целом же на протяжении последних лет изменились сроки выдачи кредитов: если до кризиса банки готовы были выдавать кредиты практически без первого взноса на срок до 7-ми лет, то сейчас они стараются ограничить срок выдачи 5-ю годами и получить первый взнос в районе 10-30% от стоимости авто.
Клиент 1
Клиент 2
Клиент 3
Клиент 4
Клиент 5
Клиент 6
Клиент 7
Клиент 8
Клиент 9
Клиент 10
Клиент 11
Клиент 12
Клиент 13
Клиент 14
Клиент 15
Клиент 16
Клиент 17
Клиент 18
Клиент 19
Клиент 20
Клиент 21
Клиент 22
Клиент 23
Клиент 24
Клиент 25
Клиент 26
Клиент 27
Клиент 28
Клиент 29
Клиент 30
Клиент 32
Клиент 33
Клиент 34
Клиент 35
Клиент 36
Клиент 37
Клиент 38
Клиент 39
Клиент 40
Клиент 41
Клиент 42
Клиент 43
Клиент 44
Клиент 45
Клиент 46
Клиент 47
Клиент 48
Клиент 49
Клиент 50
Клиент 51
Клиент 52
Клиент 53
Клиент 54
Клиент 55
Клиент 56
Клиент 57
Клиент 58
Клиент 59
Клиент 60
Клиент 61
Клиент 62
Клиент 63
Клиент 64
Клиент 65
Клиент 66
Клиент 67
Клиент 68
Клиент 69
Клиент 70
Клиент 71
Клиент 72
Клиент 73
Клиент 74
Клиент 75
Клиент 76
Клиент 77
Клиент 78
Клиент 79
Клиент 80
Клиент 81
Клиент 82
Клиент 83
Клиент 84
Клиент 85
Клиент 86