Рекомендуем также посмотреть
Категория: Отраслевые обзоры рынков
Новости маркетинговых исследований
Новости маркетинговых исследований
Газовый рынок России: Газпром и другие
Автор статьи: Alto Consulting Group Дата публикации: 09 январь 2013 Департамент аналитики маркетинговых исследований |
Не зависимые от Газпрома газовые поставщики могут устанавливать свои расценки, но для частных лиц и небольших предприятий предпочитают определённые ФСТ размеры. Для крупных компаний – стратегических партнёров, разумеется, независимые поставщики используют скидки для привлечения.
С каждым годом доля независимых поставщиков во внутреннем газоснабжении увеличивается: ещё в 2011 г. она превысила 25 %, достигнув 98,5 млрд. кубометров в год. В декабре 2012 г. НОВАТЭК обратился в Минэнерго за разрешением об экспорте сжиженного газа. Пока по законодательству продавать газ на экспорт может только Газпром.
Разведанные запасы российских компаний огромны: на начало 2012 г. возможности Газпрома выросли до 35 трлн. куб.м (18 % всех мировых запасов), НОВАТЭКа – 1,3 трлн. 20.12.2012 Газпром поставил рекорд пятилетки по добыче газа – 1,65 млрд. куб.м/день.
Тем не менее, статистика Минэнерго показывает неуклонное снижение показателей газовой промышленности: и добычи, и внутреннего потребления, и экспорта. Более того, данные свидетельствуют о том, что теряет, прежде всего, Газпром; скажем, НОВАТЭК увеличил добычу газа за 3 квартала 2012 г. на 7,7 % (по информации компании).
Газпром сетует на рецессию в Европе и монополизм поставщиков с нерегулируемыми ценами. Однако причины, вероятно, в том, что газовый рынок ориентирован на покупателя, а не продавца. В настоящее время доходит до абсурда: Украина может закупать газпромовский газ у Германии, поскольку немцы предлагают цену в $360 за тысячу кубометров, а Газпром – $430.
В итоге Газпром проигрывает конкуренцию на европейском рынке катарским и азербайджанским поставщикам, китайцы фактически обеспечили себя туркменским и иранским газом, а за японский и корейский рынки могут побороться ещё и США.