Рекомендуем также посмотреть
Категория: Отраслевые обзоры рынков
Новости маркетинговых исследований
Новости маркетинговых исследований
Российский рынок тепличных хозяйств
Автор статьи: Alto Consulting Group Дата публикации: 23 январь 2013 Департамент аналитики маркетинговых исследований |
По оценкам компании Alto Consulting Group, ёмкость рынка свежей овощной продукции составляет 150 млрд. руб. и удовлетворяется только на 40 %. По расчётам экспертов, российские теплицы обеспечивают только 4 кг овощей в год на человека, ещё 7 кг помидоров, огурцов и других культур добавляется за счёт экспорта. Хотя и экспортные продукты выращены не в открытом грунте, а защищённом.
Что касается цветочного рынка, то к 2009 г. 80 % цветов доставлялись из-за рубежа. Компания Alto Consulting Group рассчитало среднегодовой темп прироста торговли быстро вянущей красотой в 23 %. В кризисном 2009 г. спрос на красивый товар составлял 2,5 млрд. штук. Неслучайно именно этот сектор тепличной отрасли привлёк инвесторов в первую очередь.
По мнению экспертов, валовая рентабельность современных цветочных теплиц может составлять до 80 %. Потенциальные показатели овощных теплиц скромнее – всего 15-30 %. Улучшение показателей во многом связано с уменьшением расходов на отопление в современных теплицах – доля энергоресурсов в себестоимости доходит до 60 %. Если в старых тепличных комплексах ещё 1970-1980-х годов постройки на 1 кг овощей расходуется 3,2-6 куб. м газа, то в современных – всего 1,2.
Ввод основных фондов в тепличном хозяйстве жизненно важен: только за 2000-е годы площадь закрытого грунта уменьшилась почти в 2 раза до 1,8 тыс. га. Износ в настоящее время составляет 70 %, ежегодно только в одном Подмосковье без замены и реконструкций выводятся по 20-25 га.
В последнее время анонсировано и даже частично запущено несколько крупных проектов, общее количество достигает 300 потенциальных комплексов. Один из самых грандиозных – тепличный кластер Белгородской области площадью в 500 га и производительностью в 420 тыс. тонн овощей. Однако 73 % тепличных мощностей планируется ввести в Южном федеральном округе.
Существенным риском и для цветочного, и для овощного рынков является вступление в ВТО. Тепличные хозяйства других стран могут дотироваться на половину от затрат. Тем не менее, потенциал российского рынка оценивается высоко как крупными отечественными непрофильными игроками (банками, ритейловыми сетями и т.п.), так и зарубежными частными инвесторами.