Рекомендуем также посмотреть
Категория: Отраслевые обзоры рынков
Новости маркетинговых исследований
Новости маркетинговых исследований
Российский рынок туристических услуг
Автор статьи: Alto Consulting Group Дата публикации: 03 апрель 2013 Департамент аналитики маркетинговых исследований |
Туристские услуги занимают 2 % от общероссийского рынка платных услуг. Это весьма скромный показатель (например, ниже затрат на гостиницы, образование, бытовое обслуживание). Однако доля туризма имеет тенденцию к росту (в 2002 г. было 1,4 %).
На конец 2011 г. в России было зарегистрировано больше 10,2 тыс. туристских фирм; прирост за год составил 12,4 %. Средняя численность работников организаций в сфере туризма в 2011 г. осталась практически неизменной по сравнению с 2010 г. (47 и 48 тыс. человек соответственно).
Организованными формами туризма (через турфирмы) в 2011 г. воспользовалось 8,3 млн. чел., из них только 3,2 % – это побывавшие в России граждане других стран. Отмечается небольшое снижение количества обслуженных туристов (на 2,5 %), однако количество проданных путёвок немного выросло на 0,9 %. При чём в секторе внутреннего туризма зафиксирован существенный рост – на 6,5 %, а в выездном туризме – спад на 2,1 %.
Ударными темпами растёт рынок неорганизованного туризма. Так, в 2011 г. россияне съездили отдохнуть за границу больше 14 млн. раз, что на 14,9 % больше предыдущего года. За рубежом увеличивается интерес к России как к туристической стране: число приехавших туристов выросло за 2011 г. на 10,0 %.
В 2011 г. самыми популярными туристскими направлениями у россиян были Турция, Китай и Египет. Чаще всего отдыхали в нашей стране жители Германии, Китая и США. При этом, если с российскими отдыхающими турфирмы работают по лидирующим направлениям весьма успешно, то приём иностранцев – слабое звено. Так, из 347 тыс. турпоездок немцев только 12,1 % был организован российскими турфирмами. Легче всего отечественным организациям работается с китайцами: 79,9 тыс. человек было обслужено нашими компаниями.
Основной тенденцией на туристическом рынке можно назвать переход к онлайн-обслуживанию. Всё чаще россияне оплачивают туруслуги в Интернете: 13,6 % россиян покупают в сети авиабилеты, 13,1 % – железнодорожные билеты, 9,5 % бронируют гостиницы.