Категория: Отраслевые обзоры рынков

Новости маркетинговых исследований
Российский рынок туристических услуг

Маркетолог-аналитик     Автор статьи: Alto Consulting Group
Дата публикации: 03 апрель 2013
Департамент аналитики маркетинговых исследований
Начиная с 2006 г. российский туристический рынок растёт ежегодно, немного снизившись лишь в кризисном 2009 г. Физический объём платных туристских услуг в 2011 г. увеличился на 3,6 %, а в 2010 г. Росстатом зафиксирован максимальный за 5 лет прирост в 20,8 %. Всего в 2011 г. туристы были обслужены на сумму 112,8 млрд. руб. Это значит, что на каждого россиянина приходится по 789,2 руб. расходов на туризм.

Туристские услуги занимают 2 % от общероссийского рынка платных услуг. Это весьма скромный показатель (например, ниже затрат на гостиницы, образование, бытовое обслуживание). Однако доля туризма имеет тенденцию к росту (в 2002 г. было 1,4 %).

На конец 2011 г. в России было зарегистрировано больше 10,2 тыс. туристских фирм; прирост за год составил 12,4 %. Средняя численность работников организаций в сфере туризма в 2011 г. осталась практически неизменной по сравнению с 2010 г. (47 и 48 тыс. человек соответственно).

Российский рынок туристических услуг

Организованными формами туризма (через турфирмы) в 2011 г. воспользовалось 8,3 млн. чел., из них только 3,2 % – это побывавшие в России граждане других стран. Отмечается небольшое снижение количества обслуженных туристов (на 2,5 %), однако количество проданных путёвок немного выросло на 0,9 %. При чём в секторе внутреннего туризма зафиксирован существенный рост – на 6,5 %, а в выездном туризме – спад на 2,1 %.

Ударными темпами растёт рынок неорганизованного туризма. Так, в 2011 г. россияне съездили отдохнуть за границу больше 14 млн. раз, что на 14,9 % больше предыдущего года. За рубежом увеличивается интерес к России как к туристической стране: число приехавших туристов выросло за 2011 г. на 10,0 %.

В 2011 г. самыми популярными туристскими направлениями у россиян были Турция, Китай и Египет. Чаще всего отдыхали в нашей стране жители Германии, Китая и США. При этом, если с российскими отдыхающими турфирмы работают по лидирующим направлениям весьма успешно, то приём иностранцев – слабое звено. Так, из 347 тыс. турпоездок немцев только 12,1 % был организован российскими турфирмами. Легче всего отечественным организациям работается с китайцами: 79,9 тыс. человек было обслужено нашими компаниями.


Основной тенденцией на туристическом рынке можно назвать переход к онлайн-обслуживанию. Всё чаще россияне оплачивают туруслуги в Интернете: 13,6 % россиян покупают в сети авиабилеты, 13,1 % – железнодорожные билеты, 9,5 % бронируют гостиницы.
Клиент 1
Клиент 2
Клиент 3
Клиент 4
Клиент 5
Клиент 6
Клиент 7
Клиент 8
Клиент 9
Клиент 10
Клиент 11
Клиент 12
Клиент 13
Клиент 14
Клиент 15
Клиент 16
Клиент 17
Клиент 18
Клиент 19
Клиент 20
Клиент 21
Клиент 22
Клиент 23
Клиент 24
Клиент 25
Клиент 26
Клиент 27
Клиент 28
Клиент 29
Клиент 30
Клиент 32
Клиент 33
Клиент 34
Клиент 35
Клиент 36
Клиент 37
Клиент 38
Клиент 39
Клиент 40
Клиент 41
Клиент 42
Клиент 43
Клиент 44
Клиент 45
Клиент 46
Клиент 47
Клиент 48
Клиент 49
Клиент 50
Клиент 51
Клиент 52
Клиент 53
Клиент 54
Клиент 55
Клиент 56
Клиент 57
Клиент 58
Клиент 59
Клиент 60
Клиент 61
Клиент 62
Клиент 63
Клиент 64
Клиент 65
Клиент 66
Клиент 67
Клиент 68
Клиент 69
Клиент 70
Клиент 71
Клиент 72
Клиент 73
Клиент 74
Клиент 75
Клиент 76
Клиент 77
Клиент 78
Клиент 79
Клиент 80
Клиент 81
Клиент 82
Клиент 83
Клиент 84
Клиент 85
Клиент 86