Категория: Отраслевые обзоры рынков

Новости маркетинговых исследований
Российский рынок соков и нектаров

Маркетолог-аналитик     Автор статьи: Alto Consulting Group
Дата публикации: 11 март 2013
Департамент аналитики маркетинговых исследований
Соки прочно вошли в жизнь современного россиянина. Ещё в 2000 г. каждый житель России употреблял только 5 л полезного напитка в год, а в 2011 г. – уже 21. Тем не менее, до европейских и американских показателей (30-40 л/год на чел.) нам ещё далеко. ВОЗ рекомендуют пить и вовсе 50 л на человека в год. Несмотря на это, производители прогнозируют незначительные ежегодные темпы прироста потребления в дальнейшем, чаще всего называют цифры 3-5 %.

По объёму российский рынок соков и нектаров вышел на 4-ое в мире место после США, Германии и Китая. По данным Росстата, объём рынка в 2011 г. – 3,3 млрд. л, по расчётам различных маркетинговых агентств, – от 3,0 до 3,5 млрд. л. Импорт готовой сокосодержащей продукции незначителен (не превышает 5 %).

Российский рынок соков и нектаров

Только 15 % сырья – российского производства; остальное российские предприятия вынуждены импортировать. Alto Consulting Group подсчитала, что для соковой промышленности в целом требуется 500-600 млн. л концентрированных соков в год. Основные мировые производители апельсинового сока – США и Бразилия, яблочного – Китай и ЕС.

Эксперты нередко говорят о сложностях вхождения в соковый рынок России, поскольку на нём велика концентрация производства. В 2012 г. 2 крупнейших компании на рынке – PepsiCo (Вимм-Билль-Данн, Лебедянский) и Coca-Cola (Нидан, Мултон) – произвели 64 % продукции. Однако динамика их долей показывает, что отвоевать место под фруктовым солнцем вполне реально: за 2 года лидеры потеряли 18 % рынка, по информации Российского союза производителей соков (РСПС). Зато выросли «Сады Придонья» (прирост за год 2,3 %) и частные марки (примерно столько же).


По расчётам РСПС и Alto Consulting Group, 50 % сокового рынка России приходится на нектары, 40 % – на соки и остальное – на сокосодержащую продукцию. По мнению компании «Мултон», структура потребления соковой продукции иная: 60 % – нектары, 30 % – соки.

По информации РСПС и Alto Consulting Group, больше половины россиян предпочитают апельсиновый и яблочный вкусы, ещё 40 % – мультифруктовые. Наши соотечественники выбирают фруктовые смеси (28 %), яблоко (17 %), апельсин (13,5 %), томат (8 %). Медленно, но растёт доля овощных марок: в 2011 г. она составила уже 10 %. Активно пьют вкусные и полезные напитки подростки и большие семьи с детьми. Для многих покупателей торговая марка сока имеет значение.
Клиент 1
Клиент 2
Клиент 3
Клиент 4
Клиент 5
Клиент 6
Клиент 7
Клиент 8
Клиент 9
Клиент 10
Клиент 11
Клиент 12
Клиент 13
Клиент 14
Клиент 15
Клиент 16
Клиент 17
Клиент 18
Клиент 19
Клиент 20
Клиент 21
Клиент 22
Клиент 23
Клиент 24
Клиент 25
Клиент 26
Клиент 27
Клиент 28
Клиент 29
Клиент 30
Клиент 32
Клиент 33
Клиент 34
Клиент 35
Клиент 36
Клиент 37
Клиент 38
Клиент 39
Клиент 40
Клиент 41
Клиент 42
Клиент 43
Клиент 44
Клиент 45
Клиент 46
Клиент 47
Клиент 48
Клиент 49
Клиент 50
Клиент 51
Клиент 52
Клиент 53
Клиент 54
Клиент 55
Клиент 56
Клиент 57
Клиент 58
Клиент 59
Клиент 60
Клиент 61
Клиент 62
Клиент 63
Клиент 64
Клиент 65
Клиент 66
Клиент 67
Клиент 68
Клиент 69
Клиент 70
Клиент 71
Клиент 72
Клиент 73
Клиент 74
Клиент 75
Клиент 76
Клиент 77
Клиент 78
Клиент 79
Клиент 80
Клиент 81
Клиент 82
Клиент 83
Клиент 84
Клиент 85
Клиент 86